такси

Работа в такси в России переживает революционные изменения

Согласно исследованиям, представленным на экспертном совете «Роль информационных сервисов в развитии таксомоторной отрасли и самозанятости населения в сфере такси», за пять лет объем рынка такси в России вырос на 85%, количество автомобилей в индустрии увеличилось на 20%, а число юридических лиц, оказывающих услуги такси, выросло более чем в 2 раза.

«Среднегодовое количество такси в России сегодня составляет порядка 338 тыс. легально работающих таксомоторов, генерирующих 441 млрд рублей выручки и 26,4 млрд рублей потенциальных налоговых поступлений в год», – сообщила заместитель руководителя Аналитического центра Светлана Ганеева.

Доля нелегальных таксистов на российском рынке составляет от 26% до 50-60% рынка. Объем теневой выручки — от 116 млрд рублей ежегодно.

Основным фактором качественных изменений рынка эксперты отметили появление агрегаторов такси. Они изменили механизм распределения заказов, повысив его эффективность за счет доступа ко всем свободным автомобилям. Благодаря оптимизации внутренних затрат на колл-центры и диспетчерские, сокращению времени простоя и затрат на бензин себестоимость поездки снизилась.

Такси обеспечивает рабочие места для начинающих предпринимателей и самозанятых граждан. Для начала деятельности в такси не требуется оборотный капитал, машину для осуществления услуг можно арендовать посуточно, а привлечение клиентов стало стандартизованным сервисом, который может приобрести каждый водитель такси.

Агрегаторы такси

На рынке такси работают две группы игроков: таксомоторные компании с собственным автопарком и агрегаторы услуг такси. Последние заключают договоры с таксопарками («Яндекс.Такси») либо с частными водителями, зарегистрированными как ИП (Uber, Gett, «Максим», «Лидер», «Сатурн»). По некоторым оценкам, на долю такси-сервисов приходится больше половины таксомоторных перевозок в Москве.

Агрегаторы считают себя IT-компаниями, которые помогают водителю и пассажиру найти друг друга. Формально они не подпадают под действие закона «О такси» — в нем просто нет понятий «диспетчерская служба такси» или «информационный сервис». Традиционные перевозчики обвиняют их в недобросовестной конкуренции: агрегаторы не несут ответственности за ДТП, безопасность пассажиров, опоздания в аэропорт и техническую исправность авто. Кроме того, уже попав в базу информационного сервиса, водитель может закрыть ИП, чтобы не платить налоги. Следующим шагом станет использование социальных сетей для передачи и распределения заказов.